- Опубліковано: 16 січня 2015
- Перегляди: 16208
Биография
Родился 2 июля 1955 года в Киеве
Избран Президентом Еврейского совета Украины и председателем Общества еврейской культуры Украины на отчетно-выборной конференции ОЕКУ и ЕСУ 13 ноября 2014 года.
Вице-президент Еврейской Конфедерации Украины, Председатель попечительского совета Национального академического театра оперы и балета им. Т.Г.Шевченко. Награжден почетной грамотой Кабинета Министров Украины. Участник ликвидации Чернобыльской АЭС II категории, награжден медалью ликвидатора ЧАЭС, награжден знаком отличия Герой Чернобыля. Автор изобретений, которые сейчас запатентованы в России.
Беседа с лидером
12-13 ноября в Киеве прошли отчётновыборные конференции двух старейших еврейских общественных организаций страны: Общества еврейской культуры Украины и Еврейского совета Украины. Сегодня, чтобы познакомить наших читателей с избранным на конференциях новым руководителем этих организаций — президентом Еврейского совета Украины и председателем Общества еврейской культуры Украины Александром Сусленским, — мы решили задать ему несколько вопросов.
С.Б. — Александр Семёнович, знакомство всегда начинается с простого вопроса: расскажите, пожалуйста, немного о себе и о своей семье.
А.С. — Я родился в еврейской семье. Отец был архитектором, а мать — врачом. Мама происходила из семьи украинских евреев — известных бизнесменов и меценатов Марголиных. Все Марголины происходят из древнего рода Маргалиотов. В переводе на русский фамилия Марголин означает «жемчуг». Все Марголины являются потомками РАШИ (Раби Шломо бен Ицхаки (1040-1105) — одного из самых известных еврейских средневековых философов-талмудистов и комментатора Торы). А РАШИ, в свою очередь, был прямым потомком царя Давида.
А отец мой был родом из Молдавии. Папа до 26 лет не знал русского языка, хотя уже в студенческом возрасте владел уже 9 языками, в том числе и ивритом, на котором говорил свободно. Учился он в Париже, в Сорбонне, и в Румынии — в Ясском Политехническом институте. Старший брат отца был известным в Румынии деятелем сионистского движения. А вот младший брат стал коммунистом. Сначала он был приговорён румынским судом к расстрелу за коммунистическую агитацию среди солдат. Тогда его каким-то чудом смогла выкупить из застенков наша бабушка. Дядю звали Герц. В Советской России он стал называться Григорием. Так вот, этот преданный делу партии и народа Григорий Сусленский, избежавший казни за свои коммунистические убеждения в Румынии, и бежавший оттуда, оказался в Советской России. В СССР Григорий Сусленский успел хорошо поработать на благо индустриализации страны и, будучи уже заместителем Наркома путей сообщения СССР, был расстрелян сталинскими сатрапами 3 января 1938 г. … Реабилитирован он был 21 июля 1961 года. Ну, а теперь немного о себе.
В 18 лет я впервые столкнулся с антисемитизмом. Тогда я, молодой парень, блондин с голубыми глазами и победитель всесоюзных и республиканских олимпиад по математике, поступал в Киевский политехнический институт. Я тогда сдал экзамены на все «пятёрки» — и … не был принят, причём с интересной формулировкой: «за нетактичное поведение с председателем приёмной комиссии» (!). Когда же я поступал во второй раз в тот же КПИ, преподаватель со странной фамилией Верейкис выдирал у меня листок с недорешённой задачей, всячески пытался запутать меня и в итоге сказал такую фразу: «Ну, идите». «Что, двойка?» — спросил я. И услышал в ответ: «Что Вы, Вы прекрасно знаете математику! Вам три…». Тогда мой близкий родственник позвонил нам из Москвы и сообщил, что в Московский авиационно-технологический институт объявлен дополнительный набор и нужно явиться в приёмную комиссию до 6 часов вечера следующего дня, чтобы успеть сдать документы. Я прилетел в 16-00, но трасса из аэропорта оказалась закрытой: кто-то из членов правительства улетал. Я мчался на такси по просёлочным дорогам и оказался в институте только в 5 минут седьмого. В приёмной комиссии мне сказали, что сейф опечатан. И тогда я пошёл прямо к ректору. Ректор посмотрел мои документы, увидел 5-ю графу и сказал: «Из Киева, всё понятно. Не волнуйтесь, завтра мы сейф откроем. Приносите документы. Всё ли у Вас в порядке?». У меня не хватало медицинской справки и фотографии. «Ничего, — ответил ректор, — справку привезёте, а фото сделаете завтра». А потом спросил: «У Вас есть, где остановиться? А то поехали ко мне домой…». На глазах у меня появились слёзы…
В МАИ я поступил, сдав экзамены на все пятёрки. Отучился год. Но в Москве я почему-то чувствовал себя очень неуютно. Москва мне казалась каким-то огромным организмом, который я не воспринимал. Впоследствии я много раз мог переселиться в Москву, имея заманчивые предложения по работе и бизнесу, но всегда отказывался. А тогда, проучившись в Москве год, я приехал на каникулы домой в Киев и… в третий раз подал документы в КПИ.
Сдал экзамены на «4» и «5» и набрал проходной балл. Когда я сдавал документы, то приложил и грамоту победителя Всесоюзной математической олимпиады. Увидев эту мою грамоту, член приёмной комиссии Юрий Михайлович Ковриго (он и в настоящее время возглавляет нашу кафедру) сказал: «В таких людях мы нуждаемся». После сдачи экзаменов все абитуриенты приглашались в приёмную комиссию. Я занял очередь. Когда подошла моя очередь, председатель приёмной комиссии сказал: «Зайдёте последним». Когда я наконец предстал перед приёмной комиссией, он, обращаясь ко мне, сказал: «Мы знаем, как Вы поступали в первый и во второй раз. Юрий Михайлович за Вас ручается, и мы сейчас решили Вас принять». Говорил он это так, что можно было подумать, что я какой-то нарушитель дисциплины или того хуже…
Будучи студентом, я хорошо выступал на семинарах по истории КПСС и меня заочно (не спрашивая моего согласия) курс единогласно избрал членом комитета комсомола теплоэнергетического факультета. Однажды, оставшись один в комнате комитета комсомола, я достал учётные карточки своего курса. Из 250 студентов я был единственный еврей. Как видим, «процентная норма» в СССР не выдерживалась: в Царской России в университеты допускалось 5% евреев от общего количества студентов.
Со скрытым антисемитизмом я столкнулся, и когда меня назначали заместителем директора Специального научно-исследовательского бюро. Тогда назначение зарубил горком партии. Основание: «Слишком молод (28 лет) и не член КПСС». Так я оставался исполняющим обязанности 2 года, несмотря на то, что по КЗОТу и.о. больше 2-х месяцев быть нельзя. Чтобы не заканчивать ответ на вопрос о своей семье на минорной ноте, сообщу ещё, что, в отличие от своего отца, я владею свободно только тремя языками: украинским, русским и английским. На французском и испанском могу объясниться только на уровне заказа в ресторане, ну и немного лучше знаю иврит.
С.Б. — Происхождение фамилий евреев Восточной Европы — это очень интересная тема. А откуда ведёт своё начало фамилия Сусленский?
А.С. — Настоящая фамилия нашей семьи Брандис. В Российской империи во времена царствования Николая І, начиная с 1827 года, евреи стали призываться в армию сроком на 25 лет. До этого времени военная служба для евреев заменялась податью. Служба в николаевской армии была невыносимой и для христиан, но служба еврейского солдата была ещё тяжелей. Кроме того, евреи в Царской России были фактически бесправной группой населения. Естественно, и христиане, и евреи пытались уклониться от воинской повинности. Согласно законов империи в армию не призывали единственного в семье сына. Так вот, мой пра-, пра-, прадедушка, у которого было три сына, старшему оставил фамилию Брандис, среднему изменил фамилию на Сусленский (по названию молдавского местечка Суслены), а младший стал Могиляну.
С.Б. — Да, это интересная история! В советский период интересоваться религией, а тем более религией еврейской было небезопасно. На конференции в беседе с делегатами Вы сказали, что Ваш отец, зная повадки власти, запрещал Вам подходить к синагоге, предупреждая, что за такие вольности могут исключить из комсомола и выгнать из института. У некоторых молодых людей в те годы такие предостережения родителей выработали определённый комплекс (мы это с Вами хорошо знаем, ведь мы ровесники) и фактически сломали их… Многие просто скрывали своё происхождение. А вот Вы, очень успешный человек, сделавший блестящую карьеру, не просто сохранили интерес к еврейской теме, но и возглавили сегодня две старейшие и влиятельнейшие еврейские организации Украины, созданные и почти четверть столетия руководимые выдающимся еврейским лидером Ильёй Михайловичем Левитасом. Возглавили во времена, мягко говоря, неспокойные и непредсказуемые как для страны в целом, так и для еврейской общины Украины в частности.
Что повлияло на такое Ваше решение, и как Ваши домашние отнеслись к этому вашему шагу?
А.С. — Домашние отнеслись достаточно отрицательно, но я привык сам принимать решения. Вообще-то я в еврейском движении не новичок. Уже много лет я являюсь вице-президентом Еврейской конфедерации Украины. Когда ко мне обратились с проблемой, которая возникла в руководстве Еврейского совета Украины в связи со смертью И.М. Левитаса и я познакомился с тем огромным, бесценным наследием, которое он оставил, потратив многие десятилетия жизни на возрождение еврейской культуры, создав фонды и собрав архивы, учредив организации и составив уникальные энциклопедии, у меня внутри что-то ёкнуло. И когда я осознал, что всё это уникальное достояние может погибнуть, мне очень захотелось сохранить всё это. Тогда я понял, что Бог мне посылает очень непростое, но ответственное дело, которое я просто обязан сделать. И я решил приложить все свои способности, усилия, связи, деньги для того, чтобы это дело, начатое Ильёй Михайловичем Левитасом, сохранить и продолжить.
С.Б. – Александр Семёнович, Вы оказались достойным потомком рода Марголиных, став известным бизнесменом и меценатом. И здесь, насколько мне известно, Ваши благие дела выходят далеко за рамки еврейской общины. Мне было очень приятно узнать от своих украинских знакомых, что Вы являетесь председателем попечительского совета Национального академического театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко. Думается, что это только видимая часть Вашей благотворительной деятельности. А что, если не секрет, остаётся «за кадром»?
А.С. — Благотворительность — одно из основных предписаний иудаизма. В наших законах говорится о том, что малоимущий, имеет право получать, а благодетель обязан давать, ибо «ты и то, что есть у тебя, принадлежит Ему». Еврейские мудрецы установили восемь ступеней благотворительности. Мне нравится вот эта: «Ты знаешь, кому даешь, а берущий не знает, кто ему дает». Поэтому я не хочу много говорить о своей деятельности в этом направлении, ибо убеждён, что если человек просит, то ему нужно помочь. Реалии сегодняшнего дня, к сожалению, определяют всё новые направления, куда необходимо направлять свою помощь. Недавно я оплатил концерт в оперном театре для 1200 украинских детей разных национальностей из зоны АТО. Для этих маленьких украинцев, которые получили страшнейшую психологическую травму, пережив бомбёжки, видевших раненых и убитых балет это то, что, как мне кажется, благотворно и позитивно должно повлиять на их психические восстановительные процессы. А помогли мне исполнить эту заповедь Министр культуры Украины Евгений Нищук и Генеральный директор театра оперы и балета Пётр Чуприна, за что им огромное спасибо. А недавно мы со старшим сыном приобрели медикаменты для госпиталей и обмундирование для бойцов и отправили всё это в зону АТО… Давайте, теперь, перейдём к очередному вопросу.
С.Б. — Александр Семёнович, несмотря на то, что по подсчётам специалистов еврейская община Украины является одной из самых крупных в Европе и в настоящее время количественно оценивается в 300 000 человек, демографическая ситуация в ней неуклонно меняется в сторону дисбаланса между разными возрастными группами. В силу этой и иных объективных причин еврейские организации сталкиваются сегодня с определёнными трудностями в работе. Очевидно, нужно что-то менять. Это относится и к Еврейскому совету Украины, и к Обществу еврейской культуры Украины. Каким Вам видится формат деятельности и направления дальнейшей работы этих организаций? И если можно — несколько слов о ближайших планах.
А.С. — Мне хочется в первую очередь придать этой «конфетке» под названием Еврейский совет Украины и Общество еврейской культуры Украины красивую упаковку и перевести тот клад, который нам достался от И.М. Левитаса и его соратников, в современную форму. Сделать на основании огромных архивов интерактивные выставки, сайты, при этом не прекращая той активной исследовательской работы и общественной деятельности, которую долгие годы проводят Еврейский совет и Общество еврейской культуры. Но самое главное и неотложное, над чем мы будем работать и что мы должны сделать в ближайшее время, — это создать Музей Бабьего Яра. Музеи Холокоста есть во многих странах мира. В 2003 году Музей Холокоста был открыт даже в далёкой Японии, а вот в Украине такого музея, к сожалению, нет. В общем, будем работать для Украины и для евреев Украины.
С.Б. — Это приятно слышать. Несомненно, в этой фразе центральное слово — Украина. Я знаю, что вы стояли на Майдане и в самом начале марта, когда многие, мягко говоря, ещё не определились, подписали обращение украинских евреев (ваша подпись там вторая) к Президенту РФ Владимиру Путину. Думаю, это было вообще первое обращение такого рода после вторжения России в Крым...
А.С. — Да, это письмо не дало возможность В.В. Путину разыграть еврейскую карту в агрессии против Украины, обвинив Украину в фашизме, антисемитизме и ксенофобии. Кроме того, это письмо потом опубликовали израильская газета «Haaretz», «The New York Times» (США), и «National Post» (Канада). По словам исполнительного директора Американского еврейского комитета Девида Харриса, вот, что сказал ему в беседе тогдашний министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский: «По польским инсайдерским источникам стало известно, что у России был план вторжения в Украину, но публикация 27 марта в The New York Times открытого письма украинских евреев заставило изменить этот план». Не знаю подробностей их разговора, но думаю это ответственная информация.
С.Б. — Спасибо Вам за интересную беседу. Седьмой Любавический ребе Менахем Мендл Шнеерсон говорил: «Каждый еврей выбирает мицву (заповедь, доброе дело), которая кажется ему наиболее привлекательной. Не спорьте с ним. Поощряйте в нём эту мицву». Мы желаем Вам всяческих успехов на выбранном Вами благородном пути — пути служения еврейскому народу Украины.
Беседовал Семён Бельман