- Опубліковано: 03 січня 2018
- Перегляди: 2759
Так как пост Эстер не входит в число четырёх упомянутых в Писании общественных постов, законы его соблюдения мягче: не поститься разрешено беременным, кормящим матерям и больным, а также выполняющим тяжёлую работу. Пост был установлен в память о событиях Пурима, когда по инициативе Эстер евреи Персии постились и молились о спасении от истребления их Аманом.
Есфирь, или Эсфирь (ивр. אסתר, Эстер) — главная героиня одноимённой книги Танаха (Ветхого Завета) и событий связанных с праздником Пурим. Одна из знаменитых библейских женщин. Эсфирь (прежде Гадасса) была родственницей, а потом и приёмной дочерью еврея Мардохея (Мордехая), жившего в Сузах и однажды спасшего жизнь персидскому царю Артаксерксу. Когда царь выбирал себе новую жену, вместо отвергнутой им гордой царицы Астинь (греч., в оригинале: Вашти), выбор его пал на Эсфирь. Эсфирь была не только красива. Это была тихая, скромная, но энергичная и горячо преданная своему народу и своей религии женщина.
Возвышение иудейки возбудило и зависть и злобу у некоторых придворных и особенно у Амана — амаликитянина, пользовавшегося властью с крайним высокомерием и деспотизмом. Раздражённый тем, что Мардохей относился к нему без раболепства, Аман решил погубить не только его самого, но и весь его народ, и добился согласия царя на издание указа об истреблении евреев. Узнав об этом, Мардохей потребовал от Эсфири, чтобы она заступилась перед царём за свой народ. Мужественная Эсфирь под страхом потерять своё положение и жизнь, вопреки строгому придворному этикету явилась к царю без приглашения и убедила его посетить приготовленный ею пир, во время которого и обратилась к нему с просьбой о защите.
Узнав в чём дело, царь приказал повесить Амана на той виселице, которую он приготовил, было, для Мардохея, а в отмену указа об истреблении иудеев разослан был новый указ: о праве иудеев защищаться и истребить тех, кого они считают своими врагами и кто нападал на них. В силу этого указа иудеи получили право защищаться с оружием в руках, восстали и убили множество врагов (около 70 тыс. чел.), причём и десять сыновей Амана подверглись одной участи со своим отцом.
Распространено заблуждение, что пост был принят евреями во времена Эстер за все следующие поколения: «как сами они установили для себя и для потомков своих в отношении поста и молитвы» (Книга Эсфири, 9:31). В действительности эти строки относятся к четырём постам, связанным с трауром по утраченному Храму, а пост Эсфири возник во времена гаонов и впервые упомянут в талмудическом трактате «Софрим».
В раввинистической традиции принято считать, что Эстер постилась 14, 15 и 16 нисана, то есть в канун и первые два дня праздника Песах. По одной из версий, сегодняшний пост Эстер установлен в память об этих событиях и перенесён на канун Пурима, так как поститься в Песах запрещено.
По другой версии, пост связан с обычаем поститься перед битвой — считалось, что это помогает получить небесное благословение. В данном случае, евреи могли поститься перед битвой со сторонниками Амана. Фактически, пост Эстер — это ещё один, дополнительный, пост в память о разрушении Храма.