В начале современной эры множество нищих, одиночек и групп, и целые обнищавшие семьи колесили по дорогам и улицам Европы. Они перебирались из одного места в другое в поиске работы или подаяния. Среди них были и евреи. Обычно их истории не найти в архивах. Исключениями становились случаи, когда эти несчастные попадали в беду: евреи, которых арестовывали, сажали в тюрьму и отдавали под суд.
Именно так все и было в городе Франкфурте в 1714 году, который в то время уже был процветающим промышленным центроми с большими возможностями. В городе жила хорошо известная, налаженная еврейская община, которая была обязана своим статусом, среди прочего, тщательно оберегаемым отношениям со священными римскими императорами (иными словами, с германскими императорами), а также обилию доступных возможностей трудоустройства.
Бедные, бродячие евреи знали, что они могут найти во Франкфурте еду, кров и вспомоществование, благодаря щедрости тамошних еврейских жителей. Иногда пришлые евреи сходились с местными бедняками, которые, по крайней мере, извлекали выгоду из того, что были членами общины.
На таком фоне развернулись события летом 1714 года, когда банда из четырех евреев ворвалась в магазин торговки одеждой и ревностной христианки по имени Мария Элизабет Лохман. У вдовы Лохман было процветающее дело. Ее магазин находился в самом центре Франкфурта, уже тогда известном своей дорогой недвижимостью.
Добыча грабителей составила 2,500 флоринов, что было огромными деньгами по тем временам. Все собранные доказательства были документированы и против грабителей было начато уголовное дело, сохранившееся в муниципальном архиве Франкфурта по сей день.
Но есть еще один документ с описанием деталей того дела, которое закончилось казнью двух евреев, признанных виновными. В августе 2018 года Национальная библиотека приобрела на аукционе раритет: антисемитский памфлет, опубликованный около 1714 года, который высмеивал двух евреев, повешенных за их преступления.
Одного еврея звали Лев Герц (предположительно, житель Франкфурта). Второго – Соломон Диккопф (что значит «толстая голова»).
На четырех страницах этого сатирического антисемитского памфлета рассказывается о последних минутах жизни двух еврейских грабителей. Анонимный автор был несомненно знаком с евреями, их обычаями, манерой речи, высмеяв все это в своем сочинении. Он описал казнь двух евреев, как «свадьбу» между осужденными и новенькой виселицей, сооруженной за городскими стенами.
Приобретенный Национальной библиотекой памфлет – настоящая диковинка. Единственный другой известный экземпляр находится в уголовных делах городского архива Франкфурта. Количество деталей в памфлете указывает на то, что автора мало интересовали точные подробности самого преступления. Он ни словом не упоминает о причине казни (грабеж), а также игнорирует тот факт, что двое других подельников, видимо, отделались только минимальным наказанием.
Забавная деталь видна в нижней части первой страницы памфлета, где находится имя печатника Вейта Шницлера, и город, в котором он был напечатан — Кацнельбоген (к западу от Франкфурта). Однако нам неизвестна типография, которой владел бы человек с такой фамилией. Логический вывод: «Вейт Шницлер» был вымышленным именем, призванным скрыть подлинный источник текста.
Возможно, автор опасался, что еврейская община подаст на него в суд за омерзительное содержание памфлета.Именно это произошло несколькими годами ранее, когда еврейская община подала судебный иск против писателя-антисемита Иоганна Андреаса Айзенменгера. Он выпустил книгу, чье краткое название «Раскрытый иудаизм», а полное – «Раскрытый иудаизм: исчерпывающий и подлинный отчет об ужасающей манере, в которой твердолобые евреи марают и позорят Святую Троицу». Еврейская община Франкфурта успешно остановила издание книги на территории Священной Римской империи, благодаря своим отменным связям с императорским двором.
В 1734 году, двадцать лет спустя после казни во Франкфурте, в исторической хронике были опубликованы дополнительные сведения о двух повешенных евреях. Автор, Георг Август фон Лерснер, написал, что евреев казнили 31 августа 1714 года. По его словам, власти приказали, чтобы никто не смел снимать тела с виселицы. Они хотели, чтобы это послужило уроком и предупреждением всем потенциальным преступникам. Но в ночь на 14 ноября кто-то снял тела без ведома властей. Так и не удалось выяснить, кто это был. Фон Лерснер предположил, что это мог быть один из подельников. Но точно так же это могли быть местные евреи, которые из сострадания сняли с виселицы тела своих соплеменников, чтобы предать их земле по еврейскому обряду.
Стефан Литт, Верена Каспер-Мариенберг
На фото: погром во Франкфурте